16:35 

Итак, мы снова с вами!

Джейран
Непослушный Муз с рогами и копытами
Реферат на тему "Отношения истории и литературы".


ОГЛАВЛЕНИЕ:
Введение.
1. Древность.
2. Средневековье.
3. Возрождение.
4. Новое время.
5. Наше время.
Список используемой литературы


Введение.
Чтобы рассказывать об отношениях истории и литературы, для начала нужно вспомнить, что обозначают этими терминами. В «Большой Советской Энциклопедии» написано:
«История (от греческого "historía" - "рассказ о прошлых событиях, узнанном ") обозначает, во-первых, всякий процесс развития в природе и обществе, а, во-вторых - науку, изучающую прошлое человеческого общества во всей его конкретности и многообразии, которое познаётся с целью понимания его настоящего и перспектив в будущем».
«Термин "литература" произошёл от латинского "litera" - "буква". Им также обозначают любые произведения человеческой мысли, закрепленные в письменном слове и обладающие общественным значением, однако в обычном и более строгом смысле литературой называют произведения художественной письменности.
Широко употребляться этот термин начал лишь в 18 в., вытеснив термины "поэзия" и "поэтическое искусство", которые ныне обозначают стихотворные произведения литературы. Он был вызван к жизни книгопечатанием, которое сделало "литературную" (т. е. "буквенную", предназначенную для чтения) форму бытия искусства слова основной и, безусловно, господствующей. Раньше же в силу, в частности, весьма ограниченного количества рукописных книг искусство слова существовало прежде всего для слуха, то есть в виде фольклора».
Что же связывает эти два понятия между собой? Почему мы говорим не об истории и литературе отдельно, а об отношениях и связях этих наук?
Потому что среди множества источников, откуда люди получали знания о минувших временах, есть и предметы искусства, одним из основных видом которого является искусство слова - литература.

1. Древность.
До того, как появилась литература, был "архаический период", когда преобладало мифопоэтическое художественное сознание и не существовало ни литературной критики, ни теоретических студий, ни художественно-творческих программ. Фольклорные произведения имели практическую, познавательную, воспитательную и эстетическую функции. Трудовые песни облегчали работу в поле, заклинания и заговоры были средством против болезней и опасностей, сказки в доступной форме рассказывали детям об окружающем мире, учили их жизни, и, в конце концов, просто помогали скрасить долгие зимние вечера, когда не было никакой работы. То есть можно сказать, что фольклор был неотъемлемой частью жизнью, его существование воспринималось как само собой разумеющееся, а изучать его с научной точки зрения никому в голову не приходило - хотя бы потому, что науки в ту пору ещё не родились.
После, с X века до нашей эры наступил период античности, появились первые литературные произведения. Самыми известными из них по сей день остаются мифы, главное отличие которых от сказок состоит в том, что в них впервые появляется одухотворенный человеческий образ, поставленный в центре, так как до этого центром всего искусства был не человек.
По мере развития литературы началось её разделение на эпос, лирику и драму. Фольклор в это время продолжал (и будет продолжать на протяжении всей истории человечества) существовать и тоже разделялся на виды, но это нигде не фиксировалось. Античный взгляд на гуманитарные науки вообще был иным, нежели в новое время. То, что мы называем гуманитарными науками – и история, и литература в частности, не выделялось из сферы искусства. Античная литература доклассического и классического периода не интересовалась психологией человеческого индивидуума, поэтому первые античные литературоведы не уделяли внимания исследованию характеров героев произведений, но зато всерьёз взялись за классификацию видов литературы. Самым ярким примером здесь, безусловно, является «Поэтика» Аристотеля, который выделял эпос, драму и лирику.
Но, конечно, говоря об отношении к литературе исследователей и критиков, нельзя не сказать и о самом простом – отношении обычных граждан к этому виду искусства. Люди, посвятившие жизнь науке или искусству, в Древней Греции, а после и в Древнем Риме, пользовались едва ли не большим авторитетом, чем политические деятели. Нередки случаи, когда деятели науки и искусства становились наставниками правителей страны, и вряд ли кто-то решится оспорить утверждение, что оные правители достигли таких высот отчасти благодаря мудрости наставников. Римляне, при всём своём презрительном отношении к грекам, высоко ценили греческую учёность, отдавали грекам первенство в науке и искусстве (оставляя себе первенство в политике и военном деле) и ставили греческих мудрецов «на ступень» выше всех прочих людей.
Но вот в V веке Римская империя рухнула, и началась новая эпоха.

2. Средневековье.
Античные учёные и писатели взяли столь высокую планку, что достигнуть её до сих пор не может ни одна страна, и от этого вдвойне непонятней и обиднее становится тот факт, что после античного периода наступили тёмные во всех смыслах времена, когда общество, искусство и наука переживали упадок, а ценность всех достижений человечества определялась по единственному критерию: подтверждают ли они церковные истины или нет. Достаточно только посмотреть на список наиболее известной литературы раннего средневековья: христианские Евангелия (I век), религиозные гимны Амвросия Медиоланского (340—397), работы Августина Блаженного, перевод Библии на латинский язык, осуществлённый Иеронимом (до 410 года) и… «Молот Ведьм».
Труды же многих авторов античности (в основном – лириков) были запрещены, потом прекратилось и изучение греческого языка. Древнюю греческую литературу еще все-таки изучали в Византии, но при господстве схоластики, мистики и аскетизма всего менее могли там надлежащим образом понимать самый дух этой литературы, а на Западе и римская литература, доступная ему по языку, оставшемуся языком церкви и школы, пришла уже в совершенное почти забвение, а между тем только она могла быть источником светского образования. Одни видели в знакомстве с этою литературою прямую опасность для спасения души, потому что литература эта была создана язычниками. Других она не могла интересовать потому, что слишком много говорила о земном, когда их собственные помыслы были заняты небесным. Третьи в занятиях произведениями древней литературы видели лишь средство научиться языку или усвоить внешние литературные формы, а для этого достаточно было очень немногого, а если и заинтересовывались и содержанием римской литературы, то плохо, или даже совсем неверно его понимали. Известно, например, что Вергилий слыл в средние века на Западе не то как чародей, не то как языческий пророк, предсказавший пришествие Христа и давший в своей «Энеиде» аллегорическое изображение странствований души, временно заключенной в теле и обреченной томиться в земной юдоли заблуждений и соблазнов, испытаний и опасностей.
Почему такое происходило? Потому, что общий тон жизни задавали, обитатели замков и монастырей, рыцари и монахи, представители феодализма и католицизма. Первые из них мало были склонны к какой бы то ни было умственной культуре, у вторых она могла иметь только теологический и аскетический характер.
После IX века ситуация слегла улучшилась – по крайней мере, в литературе появились новые жанры – рыцарская и городская, но доступны они были по-прежнему только высшим слоям общества, ведь грамотными были, в основном, духовные лица и представители дворянства, которым до наук не было никакого дела, а потому, как пишет Дмитрий Лихачёв, исторического отношения к литературе в это время просто не существовало: произведения существовали сами по себе, независимо от того, когда они были созданы. Для средневекового читателя главным было, чему посвящено произведение и кем оно создано: какое положение занимал или занимает автор в первую очередь, насколько он авторитетен в церковном и государственном отношении. Поэтому все произведения располагались как бы на одной плоскости – и старые, и новые. «Современная литература» для каждого времени в средние века — это то, что читается сейчас, старое и новое, переводное и оригинальное. Поэтому отправной точкой движения литературы вперед служили не только что появившиеся, «последние» произведения, а вся сумма литературных произведений, наличествующих в читательском обиходе.
«Неподвижность» способов изображения соответствовала вере в неподвижность и неизменяемость мира. Создание нового свидетельствовало бы о несовершенстве мира. Задача автора состояла в том, чтобы выявить в мире вечное, неизменяемое. Художественный метод нового времени, при котором автор стремится к наглядности, конкретности и к индивидуальному, требует обновления художественных средств, их «индивидуализации». Абстрагирующий же метод средневековья, стремящийся извлечь общее, убрать индивидуальное и конкретное, не требовал обновления и довольствовался общим, бывшим всегда. Можно сказать, что до XIV века и литература, и вся культура в целом переживала эпоху застоя.
Но всё когда-нибудь заканчивается, и, наконец, на смену тёмным векам пришла эпоха Возрождения.

3. Возрождение.
Где раньше и сильнее развился городской быт, там и прежде, чем в других местах, и в более значительных размерах стала вырабатываться светская умственная культура. В городах народился новый класс людей с умственными запросами, которых уже не удовлетворяла средневековая духовная пища схоластических трактатов , и среди которых впервые после падения античной цивилизации развились в значительной мере чисто мирские умственные интересы. Опять повторилось то, что один раз уже произошло здесь тысячу лет назад, в торгово-промышленных городах древней Греции, где за V в. до Р. X. зародилось философствование, основанное на свободной деятельности разума. В XIV—XV вв. впервые после падения античной культуры в городах Италии возникла чисто светская интеллигенция, представители которой впоследствии стали основоположниками гуманистического движения.
Благодаря им возникло совсем иное отношение к античной литературе. Люди начали мало-помалу отворачиваться от средневековой схоластики и аскетизма, чтобы все более и более искать в произведениях древних мыслителей и поэтов ответов на все важные вопросы мысли и жизни. Сначала западные гуманисты при полном падении изучения греческого языка и за совершенным отсутствием на этом языке в обиходе книг довольствовались одною римскою литературою, но потом они обратились и к греческой. Ознакомление с нею было значительно облегчено тем обстоятельством, что в эпоху завоевания турками Византийской империи, в Италию нахлынула масса греков, которые спасали с собою от азиатского варварства и сокровища античной литературы на древнегреческом языке. Вековой период оторванности Запада от классических традиций вообще и в частности от эллинистического элемента античной культуры кончился.
Люди начали изучать старинную поэзию и искусство древней Греции и древнего Рима, восстанавливали и переиздавали труды античных писателей, стремились восстановить всё богатство латинского языка, к которому относились, как к «универсальному языку гуманитарной учёности», но при это не забывали и народную поэзию своей родины и стремились утвердить и возвысить свой родной язык. Именно в этот период появилось тосканское наречие, созданное Данте Алигьери, Боккаччо и Петраркой, которое впоследствии стало государственным языком Итальянского королевства.
В памятниках искусства и литературы римской и греческой древности гуманисты увидели изображение прекрасного, сильного, гармонически развитого человека. Благодаря деятельности гуманистов были найдены, сохранены, изучены, возрождены произведения искусства и идеи античной древности. Отсюда и происходит слово возрождение. Но вскоре оно приобрело более широкий смысл, стало означать не только возрождение старых, но и рождение новых культурных ценностей.
Эпоха Возрождения стала временем нового, невиданного расцвета литературы, а также искусства в целом и науки. Это было время людей с необыкновенной широтой интересов, и ярчайшим примером такого человека был Леонардо да Винчи – гениальный скульптор, художник и теоретик искусства, анатом, учёный, инженер и конструктор, а также автор басен и рассказов.
Одним из самых важных событий этой эпохи стал выпуск первой книги. Произошло это в 1455 году, в Германии, на книгопечатне Иоганна Гуттенберга, который изобрёл новый способ, позволявшим делать множество копий за короткий срок. Книгопечатный станок, над усовершенствованием которого Гуттенберг работал несколько лет, оправдал надежды изобретателя. До Гуттенберга книги в основном переписывали от руки, что невероятно удорожало их. К тому же, изготовление копии книги отнимало массу времени и стоило очень дорого. В XV веке попытались найти способ удешевить этот процесс. Поначалу печатники вырезали текст страницы в зеркальном отражении на деревянной доске. Затем выпуклые буквы намазывали краской и прижимали клише к листу бумаги. Но с такого клише можно было сделать лишь ограниченное количество копий. К тому же, этот процесс немногим отличался от переписывания вручную. Стоило резчику ошибиться, и приходилось переделывать все клише целиком.
Новаторство Гуттенберга же состояло в том, что он стал вырезать наборы отдельных букв, которые составлялись в слова на специальной рамке. Набор страницы занимал теперь несколько минут, а опасность опечатки сводилась к минимуму. Само изготовление букв-клише было гораздо проще, чем клише страницы. Изобретение Гуттенберга быстро вошло в обиход по всей Европе, и печатная книга за два-три десятилетия почти вытеснила рукописную. Впоследствии это кое в чем усложнило работу исследователей. Например, от Уильяма Шекспира остались только печатные издания его произведений – ни одного листка рукописей, что и дало повод некоторым историкам усомниться в подлинности Шекспира как «литературной» фигуры.

4. Новое время.
Человечество настолько устало в средние века от косности, фанатичности и слепоты, что в новое время гуманисты вошли с уже устоявшимся резко отрицательным отношением к литературе прошлого, а потом перенесли это отношение и на современные им произведения. Главными предметами их анализа и жестокой критики были личная и общественная жизнь человека, т. е. вопросы нравственности и воспитания, общежития и истории, а также литературы и языка. Ярким примером такого критика можно назвать Жан-Жака Руссо, который не просто не ценил, он ненавидел искусство как неотъемлемый элемент цивилизации. А после Руссо, уже в России, Николай Гаврилович Чернышевский критиковал даже А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, Л.Н. Толстого и Н.А. Некрасова, которые сейчас считаются классиками и образцом для подражания всем писателям без исключения.
Но именно потому, что гуманисты были столь критичны ко всему, они стали родоначальниками философии, историографии, литературы, политики и педагогики нового времени, т. е. вообще наук гуманитарных, но с XVI и XVII вв. началось и развитие нового естествознания.
В России в это время так же возросло внимание к литературе и наукам. Помимо того, что началось восстановление богослужебных книг, появилось много сочинений поучительного характера, а также путёвые заметки путешественников, что, во-первых, расширяло кругозор читателей и увеличивало интерес к чтению и родному языку. В этот период началась унификация и регламентация орфографии и сознательной архаизации лексики. Этой реформой был узаконен особый литературный стиль, отличающийся нарочитой риторичностью или витиеватостью. В Древней Руси он получил название "извития", или "плетения словес" и особенно полюбился древнерусским писателям XV-XVI веков. Сущность этого стиля отражала свойственные эпохе учение о языке и слове и писательские литературно-художественные устремления. Сформировалось понимание языка как важнейшего средства проникновения в суть творения Божия: "познать явление - значит выразить его словом, назвать", с этим было связано пристальное внимание ко всей совокупности формальных и содержательных свойств слова, речи, текста. Отсюда идейно-стилистическая устремленность приверженцев "плетения словес" "найти общее, абсолютное и вечное в частном, конкретном и временном, невещественное в вещественном, христианские истины во всех явлениях жизни", найти, иначе говоря, "символические богословские соотношения" между нематериальным и материальным.
Перед литературой встала историческая задача такого художественного исследования действительности, которое позволило бы понять и выразить идеал человека, раскрыть его в национальной и социальной обусловленности. Замечательные художественные открытия, сделанные в начале эпохи, как правило, были сделаны на пути отступлений от нормативной поэтики. В новых условиях этого было уже недостаточно, нужно было искусство, которое бы доверяло действительности и действительному человеку, не идеализировало, а объясняло жизнь, содержание которой под влиянием обострявшихся классовых противоречий непрерывно усложнялось.
Постепенно сформировалась новая философия человека как свободной личности, достоинство которой определяется не ее сословной принадлежностью, не знатностью рода, но умом, личными дарованиями, создавалось учение о зависимости человека от общества. Реализм, став европейским, а потом и мировым направлением, открывал возможности для искусства каждой нации быть самобытным, существовать в национально индивидуальном облике, как индивидуальна и неповторима историческая жизнь каждой нации, каждого человека.
Одновременно с реализмом в ряде стран – Англии, Франции, Германии, а потом и в России (в 1770–1790-е гг.) формировалось и другое литературное направление, получившее позже название сентиментализма. Его утверждение также сопровождалось борьбой с классицизмом. Между реализмом XVIII в. и сентиментализмом много общего. Оба направления, связанные с просветительской философией, отстаивали внесословную ценность человека, раскрывали духовное богатство личности, избирая своих героев не только из дворян, но и из среды третьего сословия – буржуазии, ремесленников, крестьян. Оба направления противостояли классицизму, они способствовали демократизации литературы.
Но многое и разделяло эти два направления, и прежде всего метод изображения человека. Реализм, раскрывая личность, связывал ее с окружающим миром, показывал зависимость характера от обстоятельств бытия, от среды. Сентиментализм, превознося человека, погружал его в мир нравственной жизни, стремясь освободить его от деспотической власти внешних обстоятельств и быта. Это не значит, что писатели-сентименталисты совсем не интересовались внешним миром, не видели связи и зависимости человека от нравов, от среды, в которой он живет. Они видели и показывали и эти нравы, и эту зависимость. Но они стремились прежде всего к высвобождению человека из-под власти обстоятельств. Им они противопоставляли мир страстей и чувств, раскрывали «тайное тайных» – жизнь сердца, на этом сосредоточивая свое внимание.
Русский сентиментализм связан с европейским. Русские писатели отлично знали произведения английских, французских и немецких сентименталистов, интенсивно переводили их. Отсюда и понятная, своеобразная общность тем, жанров, мотивов и даже героев у писателей этого направления. К сожалению, всем этим оказался предопределен и сам характер историко-литературного изучения литературы как изучения типологического. Создалась традиция рассмотрения русского сентиментализма в рамках единой общеевропейской модели данного стиля. А поскольку сентиментализм в России хронологически развивался позже европейского, то многое в изучении сводилось к установлению влияний, использования русскими писателями тем, мотивов, сюжетов, жанров и даже стиля – английских, французских и немецких сентименталистов. Гипертрофия типологического изучения приводила к отрыву русского сентиментализма от национальной почвы и национальных традиций, к отрицанию его самостоятельности и оригинальности, что, с одной стороны, могло – и вызывало – у читателя недоумение, но, с другой, заставляло задуматься над произведением, попытаться опровергнуть высказанные автором мысли, написать по-своему…
Так, кстати, и появился роман «Бедная Лиза» Карамзина, до сих пор считающийся наиболее ярким примером классической сентиментальной литературы.

5. Наше время.
В начале своей работы я писала, что история – это наука, изучающая прошлое человечества, и логично было бы поставить точку в моём повествовании сразу после окончания XX века. Но, как мне кажется, говоря об отношениях истории и литературы и об отношении людей к литературе в каждую историческую эпоху нельзя не сказать хотя бы нескольких слов о дне сегодняшнем.
Это весьма печальная картина, которую впору сравнить с уровнем Средневековья. Да, читают и пишут много. Но что пишут и читают?
После деятелей античности, Возрождения и Нового времени действительно трудно создать что-то действительно нужное и интересное. Но ведь возможно! Только проблема в том, что до простого человека, не являющегося ни литературным критиком, ни исследователем, научные труды, написанные талантливыми и умными людьми, не доходят. На прилавках в книжных магазинах преимущественно лежит низкопробная, «бульварная» литература, которую можно купить, прочесть и выбросить, и из-за этого у людей формируется такое пренебрежительное отношение ко всей литературе в целом. Не раз уже поднимался вопрос: «что делать с нечитающими детьми?».
Прививать любовь к литературе. Не в школе, а дома. Да, может случиться, что в нечитающей семье вырастет читающий ребёнок, а в другой, где на протяжении нескольких поколений собиралась огромная библиотека, вырастет человек, который будет черпать информацию об окружающем мире исключительно из интернета и телепрограмм.
Но всё-таки в большинстве случаев читающие родители в состоянии приучить своё чадо к чтению.
И если любовь будет сильна, то, кто знает, быть может настанет день, когда юный читатель станет юным писателем, а после и писателем знаменитым.
Ну а если нет – не беда. Главное, что одним читающим – а, значит, образованным, культурным и всесторонне развитым – человеком станет больше. А это ведь самое главное для литературы, ведь даже самая гениальная книга не будет иметь никакой ценности, если некому будет её прочесть.

Список используемой литературы:
1. Большая Советская Энциклопедия: bse.sci-lib.com
2. Лекции по античной литературе:
mylect.ru/literature/foreighn/151-2011-06-05-03-19-54.html
3. Лихачёв Д.С. «Развитие русской литературы X-XVII веков»:
litra.ru/fullwork/get/woid/00268301234971688254/page/4
4. Плутарх «Избранные жизнеописания», I том, Москва, «Правда», 1987 г.
5. Тронский И.М. «История античной литературы»:
infoliolib.info/philol/tronsky/1330.html
6. Чапышкин В.А. Лекции по устному народному творчеству.
Конспекты лекций. 2011 год.
7. fictionboock.ru>Литература XVIII века
8. sda-boocks.narod.ru/boocks/other/kn/hodist/h06.html


:ps: Напоследок напоминаем, что большинство преподавателей предпочитает видеть работы, напечатанные 14м размером шрифта и с полуторным пробелом. Так же не забывайте о волшебной кнопке "разрыв страницы", дабы не разводить лишних нажатий Enter.
Удачной учёбы! :sunny:

@темы: 1 курс, история, литература, литературоведение

URL
   

Школьные заморочки

главная