среди ночи и тех, кто в ней
«Есть такая профессия – сеять разумное, доброе, вечное…»


Если учитель имеет только любовь к делу - он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать - он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он - совершенный учитель.
Л. Н. Толстой



Если говорить о педагогике – то логично будет сначала заглянуть в «Педагогический энциклопедический словарь». И там, среди множества научных терминов и длинных слов, мы прочитаем вот такое высказывание: «Лишь на первый взгляд учительская профессия может показаться ретрансляцией знаний. На самом деле – это высокая миссия, предназначение которой – сотворение и самоопределение личности в культуре, утверждение человека в человеке».
Высокая миссия! Сказать об этом обычному ученику – он, скорее всего, поднимет на смех. Нет в большинстве современных людей уважения к этой профессии, между прочим - одной из самых древних в мире.
Но я, как дочь, внучка и племянница учителей (и, возможно, сама – будущая учительница), с детства общавшаяся с коллегами мамы и много времени проводившая в школе ещё до поступления в первый класс, не могу не согласиться с этим. Страшно представить, какими бы стали мы, если б не было учителей.
Я имею в виду – учителей настоящих.
Однажды меня спросили – каким в моём понимании должен быть настоящий учитель? Вот что я ответила: «Для настоящего учителя долг воспитателя - это главное. Он прекрасно знает свой предмет, может увлекательно донести его до учеников и у него не бывает проблем с поддержанием дисциплины в классе. Настоящий учитель умеет слушать учеников, интересуется их мнением, относится к ним, как к равным. Он не стесняется признаться в том, что чего-то не знает - ведь это нормально, никто не может знать всё на свете. И конечно, настоящий учитель передаёт ученикам не только знания, но и свой жизненный опыт, стремясь к тому, чтобы они выросли творческими, самостоятельными и богатыми духовно людьми».
Мой собеседник покачал головой и заявил, что таких учителей не бывает, это недостижимый идеал, и глупо требовать от каждого педагога, чтоб он отвечал всем этим требованиям.
Я в ответ только пожала плечами. Что ж, раз это – идеал, значит, большинство учителей в моей жизни были идеальными. Значит, мне просто повезло, а моему собеседнику – нет, и его можно только пожалеть.
Одиннадцать лет назад, перешагивая порог школы, я, разумеется, об этом не знала. Конечно, когда тебе всего пять лет (а меня отдали в школу именно в этом возрасте), ты даже не задумываешься о том, какого это – быть учителем. Просто знаешь, что есть взрослый человек, который очень много знает и всегда готов поделиться этими знаниями с тобой и остальными учениками.
Но проходит время, ты становишься взрослее. Начинаешь понимать, что очень нелегко вести уроки, суметь заинтересовать тех, кому не нравится учиться, и поддерживать тех, кто стремится к знаниям, с терпением относиться к неудачам, делить с детьми их маленькие радости, а на перемене поговорить с ними на темы, учёбы не касающиеся. А ещё – организовывать конкурсы, праздники, репетировать с учениками спектакли, беседовать с их родителями... И при этом ведь ещё находить силы для домашних хлопот – и у учителя есть семья, квартира или дом, может быть, - даже домашний зверёк, и всему нужно уделить внимание.
И так – каждый день, каждый год. И даже в праздники ни о каком отдыхе речи идти не может. Даже если это профессиональный праздник – День Учителя в октябре:

Сегодня праздник – день учителей.
Цветы, букеты, пёстрые подарки...
Но для тебя – обычен этот день:
Журнал. Урок. Ученики. Тетрадки.

Домой вернёшься – поздно, как всегда.
Проверишь сто тетрадок, сто контрольных...
И так бегут, сменяются года.
И за твою судьбу мне не спокойно.

Когда уйдёшь из школы, вспомнит кто
О том, что ты его учила?
Напишет, позвонит или зайдёт
К своей учительнице бывшей, но любимой?

Иль в памяти навеки зачеркнёт
Твоё внимание, твою любовь, заботу?..
..А ты со вздохом закрываешь свой блокнот.
День кончился. Лишь день. Но не работа.


(это стихотворение было написано мною
в 2009 году, третьего октября)


Но, конечно, заблуждаются и те, кто считают, что учительская жизнь совсем уж безрадостная. Неправда. Успехи учеников во время учёбы и на тех же праздничных выступлениях, их стремление поделиться с учителем своими мыслями и попросить совета, уважительные отзывы родителей и коллег, наконец – заваленный букетами в красные дни календаря стол, и на первое сентября – визиты бывших учеников, которые не забывают о своём учителе, несмотря на долгую разлуку – это разве не радости?
Чтобы убедиться в этом, достаточно только посмотреть на учителя в такие моменты.
…Да, безусловно, всё вышесказанное относится только к настоящим учителям. А бывают учителя такие, что каждый раз, встречаясь с ними, невольно спрашиваешь себя – зачем же они выбрали эту профессию?
Бывает равнодушный к своей работе учитель. Он может быть замечательным человеком во внерабочее время, хорошо относиться к детям, но к его предмету ученики будут равнодушны – ведь дети, даже если они старшеклассники, всё равно ориентируются на преподавателя.
Ещё бывают учителя несправедливые. Пожалуй, это даже хуже равнодушия. Ведь ничто так не обижает ребёнка, как незаслуженное наказание или оскорбление. А такие педагоги только и делают, что придираются к детям по любому поводу, кричат на них, ставят двойки за малейшие ошибки, пишут замечания в дневник – просто потому, что у них с утра плохое настроение. И как результат – дети начинают бояться их уроков и всеми правдами и неправдами их избегать.
По-моему, ребёнок должен не бояться учителя, а уважать его. Учиться потому, что учитель заинтересовал его своим предметом, а не под угрозой двойки и вызова родителей в школу. Ведь учение «из-под палки» - это не учение, а одно мучение – причём не только для ребёнка, но и для его родителей.
Несомненно, мне могут возразить, что учитель тоже человек. Что он имеет право иногда срываться и не обязан жертвовать своим здоровьем на работе. Но, по-моему, такое отношение абсолютно неправильное. Человек, выбиравший эту профессию, наверняка понимал, с чем ему предстоит столкнуться. Силой его, конечно же, никто не тянул.
А коль так, то обязан выкладываться по полной.
И настоящий учитель это прекрасно знает.
А подтверждение моих слов можно найти у Льва Николаевича Толстого: «Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию».
Всё в том же словаре ещё написано, что «учитель – это педагогическая должность в системе общего и профессионально-технического образования». Как известно, должностью называется служебное место, связанное с определённым кругом обязанностей и полномочий. Но подумайте – а можно ли этими сухими словами охарактеризовать столь значимую и трудную профессию? По-моему – нет.
Ведь учитель – это призвание. И состояние души.

@темы: 11 класс, литература, русский язык